theManage Blog
Команда Remote Team делится знаниями о менеджменте и не только
Бизнес-процессы
Remote Team
26 / 06 / 2024

Операционный директор: роль, функции и миссия


«Просто я работаю волшебником»
Операционный директор: роль, функции и миссия
В бурном течении деловых потоков успех компании зависит от эффективной и надёжной организации бизнес-процессов и слаженной работы коллектива. Но кто из топ-менеджмента компании справится с превращением ежедневной рутины в согласованную и эффективную работу? В основе этой организации выделяется ключевой игрок — главный операционный директор (СОО — chief operating officer). В этой статье мы рассмотрим обязанности операционного директора, определим, когда пора нанимать такого специалиста, и расскажем, что делать, если в вашей компании его ещё нет.

Операционный директор (COO) обеспечивает эффективную реализацию как краткосрочных тактик, так и долгосрочной стратегии компании, организует внутреннюю «кухню» производства. Он курирует сотрудников, отделы и подразделения, гарантируя сплочённость всей команды. Чем-то напоминает генерального директора, не правда ли? Да, но в отличие от генерального директора, который больше фокусируется на стратегическом видении и внешнем представительстве компании, операционный директор вникает во внутренние детали, выявляя возможности для оптимизации процессов и обеспечивая грамотное использование ресурсов.

Складывается ощущение, что ни один бизнес не сможет обойтись без грамотного операционного директора (спойлер: так и есть). На деле же далеко не в каждой компании есть такая позиция, а функции опердира часто вразброс ложатся на плечи разных специалистов. Если в компании ещё нет СОО, то как понять, когда операционный директор должен стать членом вашей команды?


Признаки необходимости найма операционного директора (СОО)

  • Рост компании
    • Увеличение числа сотрудников и расширение географии;
    • Расширение продуктовой линейки или услуг.
  • Сложность операций
    • Увеличение числа операционных задач;
    • Нужда в координации между различными отделами.
  • Стратегическое планирование
    • Потребность в долгосрочном планировании и стратегии;
    • Выход на новые рынки.
  • Усталость основателя или генерального директора
    • Перегрузка текущего руководства;
    • Необходимость разделения управленческих обязанностей.
Операционный директор также выделяется своей универсальностью и «сквозной» ролью. Он тесно сотрудничает с генеральным директором, главами департаментов и советом директоров, чтобы обеспечить бесперебойную координацию и эффективное общение. С такой ролью и высокой ответственностью приходят и другие ежедневные обязанности, влияющие на операционные процессы.

7 основных обязанностей СОО:

1
Управление бюджетом
2
Повышение рентабельности
3
Максимизация оборота
4
Координация между членами команды
5
Разработка бизнес-плана
6
Управление кадровыми ресурсами
7
Улучшение обслуживания клиентов.
Повседневная работа операционного директора — это баланс между стратегическим мышлением, оперативным управлением и постоянным поиском улучшений для обеспечения успеха компании. Будучи ключевой фигурой в коллективе, операционный директор вдохновляет, мотивирует и направляет сотрудников и отделы к достижению целей. Он также контролирует меры мониторинга и оценки для внесения необходимых корректировок.
Когда можно органично ввести такого человека в команду и в чём преимущества введения этой позиции?

Когда нанимать операционного директора?

  • Ранняя стадия роста
    • Стартапы и компании, которые готовятся к быстрому росту.
  • Стадия масштабирования
    • Компании, которые уже достигли стабильного роста и планируют масштабироваться.
  • Период реструктуризации
    • Компании, которым необходимо реформирование или изменение направления.

Преимущества найма COO:

  • Эффективность управления
    • Оптимизация бизнес-процессов.
    • Улучшение операционной эффективности.
  • Разделение обязанностей
    • Фокус генерального директора на стратегии и внешних коммуникациях.
    • Фокус COO на внутренних процессах и исполнении.
  • Улучшение корпоративной культуры
    • Формирование и поддержка корпоративных ценностей и культуры.
Роль главного операционного директора сложна, для её эффективного выполнения нужен серьёзеый набор навыков. Будучи правой рукой генерального директора операционный директор руководит оперативным управлением компанией. Знания и навыки должны позволять опердиру ориентироваться в сложной и постоянно меняющейся среде, обеспечивая при этом оптимальную операционную эффективность компании. И потому процесс найма COO требует внимания и особого подхода:

Процесс найма COO

  • Определение требований
    • Ключевые навыки и опыт, необходимые для COO.
    • Соответствие культурным и ценностным ориентирам компании.
  • Поиск кандидатов
    • Внутренний и внешний поиск.
    • Рекрутинговые агентства и профессиональные сети.
  • Процесс интервью
    • Многоэтапные интервью с участием ключевых лиц компании.
    • Оценка соответствия кандидатов стратегическим целям компании.
Итак, совсем не пустыми будут слова о том, что операционный директор — это основа, на которой держится ежедневная производственная эффективность компании. Его разносторонняя роль, разнообразные навыки и способность вдохновлять лидеров и сотрудников необходимы для того, чтобы привести организацию к успеху. Полностью понимая роль и обязанности главного операционного директора, ваша компания укрепит свою внутреннюю структуру и максимизирует потенциал роста!

Ван Гог писал: «Я вложил свое сердце и душу в свою работу, и я сошел с ума в процессе». Вам не нужно перенимать печальный опыт художника. Remote Team всегда рядом, чтобы поддержать вас и вашу компанию в операционных процессах, гарантируя компетентность и лучшие технологии по управленческому учёту. Обращайтесь за бесплатной консультацией!

Вас может заинтересовать