theManage Blog
Команда Remote Team делится знаниями о менеджменте и не только
Бизнес-процессы
Remote Team
26 / 06 / 2024

«Мы все глядим в Наполеоны»: зачем нужен операционный директор в небольшой компании?


Традиционно позиция главного операционного директора (COO) существовала только в крупных корпорациях. Руководство компании передавало опердиру часть функций высшего руководства. Однако роль главного операционного директора может быть полезна и для малых и средних предприятий. Операционного директора часто рассматривают как «заместителя» гендиректора компании (спойлер: это неправильно — СОО и CEO должны дополнять друг друга, но не заниматься одним и тем же). Опердир в идеальном мире осуществляет тактическое планирование и контролирует общие операции и реализацию корпоративного видения и стратегии бизнеса.

Для малых предприятий создание такой роли может быть непосильной задачей, если компания не уверена, чего ожидать от человека, занимающего должность СОО. В этой статье мы расскажем, стоит ли вам рассмотреть возможность найма главного операционного директора и как он может дополнять другие управленческие должности в вашей компании.

В мире крупных корпораций и глобализации операционный директор становится гуру тактики фирмы, в то время как гендиректор заботится о внешних связях. Но в небольших компаниях функционал опердира может лавировать от сугубо внутренних вопросов и повседневных операций до полноценного руководства стратегией компании и принятия важнейших решений. COO становится ключевой фигурой и согласует цели бизнеса с ежедневной работой команды и рутинными задачами. Именно грамотное руководство, отслеживание тенденций в отрасли и «рука на пульсе» рынка обеспечивает стабильность бизнеса и развитие даже самой камерной компании.

Операционный директор в небольшой компании: ключевые преимущества и роли

Традиционно позиция главного операционного директора (COO) существовала только в крупных корпорациях. Операционный директор играет критическую роль в успешном управлении небольшой компанией. В статье рассмотрим, почему наличие операционного директора является важным для роста и эффективности бизнеса. Узнайте, какие функции и обязанности выполняет, как может оптимизировать процессы и улучшить производительность.

Функции СОО в среднем и малом бизнесе:

  • Управление ежедневным операционным циклом компании для контроля и совершенствования процессов
  • Налаживание взаимодействия глобальной стратегии с практической реализацией на местах
  • Оптимизация производственных процессов и управление цепями снабжения
  • Осуществление документооборота и контроль за контрактными и другими финансовыми обязательствами
Первоначальный выбор введения позиции СОО во многом зависит от того, на каком этапе развития находится ваш бизнес и какой путь роста вы выбрали. Вопросы, на которые нужно обратить внимание при введении должности СОО:
1
рабочая нагрузка генерального директора (разрослась ли ваша компания настолько, что гендиру нужно больше заниматься внешним продвижением и связями с партнёрами?)
2
потребность в дополнительных навыках (если вы глава семейного бизнеса или небольшого стартапа, то необходимо работать над разработкой продукта и определением корпоративной стратегии, а опердир поможет с ежедневными задачами)
3
желание поднять планку профессионализма в корпоративном управлении (если ваш малый бизнес быстро растет, СОО может обеспечить операционную дисциплину)
Ключевой проблемой для малого бизнеса является оценка того, как навыки и сильные стороны руководителей высшего звена развиваются по мере роста компании. Некоторые основатели компаний склонны более естественно сосредотачиваться на внешних функциях: им нравится разрабатывать и обсуждать стратегию, пропагандировать продукты и бизнес-инициативы или поддерживать связь с партнерами и инвесторами.

В других случаях предприниматель с успешным продуктом, который превращается в быстрорастущий бизнес, может не хотеть быть в центре внимания, поэтому операционный директор может помочь в управлении операциями и обучении команды. Главный операционный директор с обширными и долгосрочными навыками администрирования, оперативного контроля, отчетности и может дополнить таланты основателя компании и обеспечить бесперебойное функционирование бизнеса.

Ключевые навыки COO в небольшой компании:

  • Тактическое и стратегическое мышление
  • Умение быстро принимать взвешенные решения
  • Гибкость и адаптивность
  • Навыки администрирования и оперативного контроля
  • Тактичность и чувство юмора (куда без него?)
Существуют сценарии, когда малые предприятия привлекают операционных директоров для помощи в управлении более крупными проектами и инициативами, требующими квалифицированных руководителей групп и менеджеров проектов. В таких случаях СОО обеспечивает практические аспектов реализации новых программ, бизнес-исследований и разработок, инициатив в сфере продаж или программ обучения и развития навыков сотрудников. При проектной работе COO контролирует реализацию стратегического видения основателя компании или генерального директора.

Как операционный директор взаимодействует с другими функциональными отделами в небольшой компании?

СОО интегрируется с отделами продаж, маркетинга, финансов с помощью автоматизации процессов:

1
введение регламентов
2
контроль KPI (ключевых показателей эффективности)
3
оптимизация затрачиваемого времени на повторяющиеся операции
Таким образом, СОО должен не только отвечать за операционные процессы, но и оптимизировать их: экономить время, деньги и другие ресурсы бизнеса.

Рано или поздно перед каждым владельцем небольшой развивающейся компании неизбежно возникнет дилемма: продолжать тащить всю операционку на своих плечах или делегировать эти обязанности и начать тратить ресурсы на другие стратегические задачи? Часто предприниматели обращаются к операционному директору в непростые для бизнеса времена как к кризисному менеджеру. Важно понимать, что СОО — это не спасательный круг, а постоянный член вашей команды. Если в компании будет выстроена производственная рутина, а ежедневные бизнес-процессы будут доведены до автоматизма, «спасательные круги» вам не понадобятся.

Надёжная операционная основа имеет решающее значение для бесперебойного управления компанией, отношений с партнёрами и получения прибыли. Здесь главный операционный директор (особенно опытный специалист на аутсорсинге) поможет оптимизировать ресурсы и высвободить капитал для реализации стратегии и развития вашего бизнеса.

Выбирать формат сотрудничества с операционным директором всегда непросто: можно нанять постоянного сотрудника, повысить кого-то из команды или обратиться к услугам специалиста на аутсорсинге. Но Remote Team всегда рядом, чтобы поддержать вашу компанию в операционных процессах, гарантируя компетентность и лучшие технологии по управленческому учёту. Обращайтесь за бесплатной консультацией!

Вас может заинтересовать